Please use this identifier to cite or link to this item: http://elib.belstu.by/handle/123456789/15331
Title: Смысловая культурологическая "нагруженность" парадигм гуманитарных наук
Authors: Пунченко, Олег Петрович
Keywords: гуманитарные науки
методология науки
парадигмы
культурология
смысловая «нагруженность»
Issue Date: 2015
Publisher: БГТУ
Citation: Пунченко, О. П. Смысловая культурологическая "нагруженность" парадигм гуманитарных наук / О. П. Пунченко // Труды БГТУ. - Минск : БГТУ, 2015. - № 5 (178). - С. 100-104.
Description: В статье эксплицируется понятие «гуманитарная парадигма» как конкретная пространственно-временная концептуальная схема гуманитарной науки, содержащая смысловую «нагруженность» и выступающая как результат духовной культурологической деятельности конкретного сообщества гуманитариев. Этот тип парадигмы раскрывается как отражение в сознании субъекта, на основе объективного анализа социального явления, его особенностей в конкретный исторический период. Обосновано «силовое поле» культуры, в котором парадигмы наполняются конкретным содержанием, интерпретируются в культурных контекстах. Показано, что вырабатываемые культурой новые смыслы раскрывают механизмы ее становления, что является необходимым условием формирования гуманитарного знания. Особое внимание уделено раскрытию содержания гуманитарной парадигмы, в которой содержится человекотворческий потенциал, раскрывающий свою внутреннюю организованность через совокупность действий субъекта в достижении конкретно поставленной цели. Особое внимание уделено анализу духовного производства, в котором механизм формирования множества парадигм зачастую имеет субъективный характер как выражение форм рефлексивного осмысления социального мира и мира человека. Подчеркивается, что особенностью гуманитарных парадигм является то, что знания в них быстро изменяются и, как следствие этого, возникает множественность парадигм общественного развития.
URI: http://elib.belstu.by/handle/123456789/15331
Appears in Collections:2015, № 5



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.