2024-03-28T17:02:02Zhttps://elib.belstu.by/oai/requestoai:elib.belstu.by:123456789/241852020-10-23T06:59:11Zcom_123456789_24119col_123456789_24120
2018-01-06T07:29:33Z
urn:hdl:123456789/24185
Формирование у студентов интереса к учению на внеаудиторных занятиях
Казаренков, Вячеслав Ильич
Казаренкова, Татьяна Борисовна
внеаудиторные занятия
студенты
высшая школа
учебная деятельность
стимулирование обучения
обучение студентов
В статье рассматривается проблема формирования у студентов интереса к учению во внеаудиторной деятельности; раскрывается значимость внеаудиторной работы как фактора развития интереса к учебно-познавательной деятельности у студентов; выделяются условия, обеспечивающие эффективность использования внеаудиторных занятий для стимулирования у студентов интереса к учению. Отмечается, что важное место в системе внеаудиторной деятельности студентов обретает формирование опыта организации трудовой, в том числе интеллектуальной деятельности. При этом практика высшей школы подтверждает необходимость целевой подготовки будущего специалиста к научной организации собственного труда как значимого элемента в развитии у студента интереса к учению. Напротив, отсутствие опыта организации умственной деятельности у студента приводит к утрате интереса как к учебной, так и к другим видам деятельности. В этом плане подчеркивается стимулирующая роль внеаудиторной работы, в частности в отношении формирования у студентов творческой активности и самодеятельности, развития интереса к учению посредством развития интеллектуальной и волевой сфер личности, систематичности выполнения учебной работы студентами, использования эмоционального компонента.
2018-01-06T07:29:33Z
2018-01-06T07:29:33Z
2017
Article
Казаренков, В. И. Формирование у студентов интереса к учению на внеаудиторных занятиях / В. И. Казаренков, Т. Б. Казаренкова // Высшее техническое образование : научно-методический журнал. – Минск : БГТУ, 2017. – Т. 1, № 1. - С. 99-103.
https://elib.belstu.by/handle/123456789/24185
378.6:159.9
ru
БГТУ
oai:elib.belstu.by:123456789/241972020-10-23T06:59:11Zcom_123456789_24119col_123456789_24120
2018-01-06T11:42:21Z
urn:hdl:123456789/24197
Использование инфографики при изучении дисциплины "Полиграфика"
Каледина, Наталья Борисовна
инфографика
типографика
визуализация данных
информационные образовательные технологии
учебный процесс
преподаватели
студенты
Статья посвящена применению инфографики как одного из методов визуализации учебного материала в процессе обучения студентов УВО типографике. Индивидуализация обучения является одной из необходимых для решения задач в обучении. Инфографика позволяет обеспечить индивидуальный подход, темп и формат работы обучаемого с материалом. Информационные технологии в настоящее время получили достаточно широкое распространение в осуществлении образовательной деятельности. Они являются удобными инструментами для решения возникающих задач, а также для решения различных учебных ситуаций. Использование инфографики в образовательном процессе задействует сразу несколько каналов восприятия информации. Наличие ярко выраженных связей позволяет логично переходить от одного элемента к другому, проговаривая основные особенности изучаемого объекта, предмета, процесса или явления. В статье рассмотрены задачи, стоящие перед инфографикой. Приведены причины применения инфографики в учебном процессе, этапы ее создания. Указаны задачи преподавателя при совместной работе над инфографикой со студентами. Рассмотрены наиболее распространенные типы макетов расположения учебного материала. Приведены примеры созданных инфографик.
2018-01-06T11:42:21Z
2018-01-06T11:42:21Z
2017
Article
Каледина, Н. Б. Использование инфографики при изучении дисциплины "Полиграфика" / Н. Б. Каледина // Высшее техническое образование : научно-методический журнал. – Минск : БГТУ, 2017. – Т. 1, № 1. - С. 52-58.
https://elib.belstu.by/handle/123456789/24197
513.864.2(076.5)
ru
БГТУ
oai:elib.belstu.by:123456789/241902020-10-23T06:59:11Zcom_123456789_24119col_123456789_24120
2018-01-06T08:30:11Z
urn:hdl:123456789/24190
Интеграция учебно-речевых ситуаций в процессе обучения иностранному языку в неязыковом УВО
Царенкова, Валерия Валерьевна
Шпановская, Светлана Ивановна
компетентностный подход
мотивация обучения
профессионально-ориентированное обучение
обучение иностранным языкам
неязыковые учреждения высшего образования
учебно-речевые ситуации
Данная статья посвящена обоснованию необходимости моделирования речевых ситуаций как средства управления формированием умений профессионального иноязычного общения. Актуальность интеграции в процессе обучения обусловлена современными требованиями общества к системе образования, в частности требованиями к выпускнику, который должен быть не только всесторонне развитой личностью, но и профессионально компетентной. Статья определяет необходимость применения интегративного подхода при обучении иностранным языкам в неязыковом УВО в условиях компетентностно-ориентированного обучения. Особое внимание уделяется межпредметной интеграции как эффективному способу формирования мотивации у студентов. Авторами также определяется понятие учебно-речевой ситуации и ее роль в формировании коммуникативных навыков. Высказывается мысль, что построение учебного процесса по английскому языку на интегративной основе содержит множество технологических возможностей, таких как создание проблемных ситуаций и языковое погружение. Показывается, что данная технология направлена на восприятие и усвоение готовых форм социального опыта носителей языка, а также на интеграцию приобретенного социального опыта, его активное воспроизведение и использование для решения социально-коммуникативных задач.
2018-01-06T08:30:11Z
2018-01-06T08:30:11Z
2017
Article
Царенкова, В. В. Интеграция учебно-речевых ситуаций в процессе обучения иностранному языку в неязыковом УВО / В. В. Царенкова, С. И. Шпановская // Высшее техническое образование : научно-методический журнал. – Минск : БГТУ, 2017. – Т. 1, № 1. - С. 93-98.
https://elib.belstu.by/handle/123456789/24190
378.147
ru
БГТУ
oai:elib.belstu.by:123456789/241932020-10-23T06:59:11Zcom_123456789_24119col_123456789_24120
2018-01-06T09:23:30Z
urn:hdl:123456789/24193
Коммуникативная грамматика как основа речевой деятельности студентов (немецкий язык, неязыковое УВО)
Козловская, Наталья Анатольевна
неязыковые учреждения высшего образования
немецкий язык
коммуникативный метод
ситуативность
грамматические навыки
мотивация студентов
иноязычное образование
Целью иноязычного образования в неязыковом УВО является развитое речевое умение, способность студента выбрать модель, адекватную речевой задаче, оформить ее в соответствии с нормами языка (в данном случае немецкого). Коммуникативный подход очень сильно мотивирует студентов. И его цель состоит в том, чтобы заинтересовать их в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. При коммуникативном методе необходимые умения и навыки формируются в процессе выполнения целой серии грамматически направленных упражнений. Цель данных упражнений – овладение грамматическими навыками или устранение пробелов во владении конкретным грамматическим материалом. В отличие от традиционных тренировочных упражнений, позволяющих сосредоточиться на языковой форме и на частой ее повторяемости, коммуникативные упражнения концентрируют внимание участников на содержании. Именно выполнению задач коммуникации и служит та или иная грамматическая форма: ассоциативно должны быть связаны друг с другом грамматическая форма и речевая задача. Такое понимание цели иноязычного образования в неязыковом УВО демонстрирует автор в своей статье, абсолютно справедливо выдвигая на передний план два важнейших принципа коммуникативной методики говорения: функциональность и ситуативность.
2018-01-06T09:23:30Z
2018-01-06T09:23:30Z
2017
Article
Козловская, Н. А. Коммуникативная грамматика как основа речевой деятельности студентов (немецкий язык, неязыковое УВО) / Н. А. Козловская // Высшее техническое образование : научно-методический журнал. – Минск : БГТУ, 2017. – Т. 1, № 1. - С. 74-79.
https://elib.belstu.by/handle/123456789/24193
81’36:811.112.2:378.147
ru
БГТУ
oai:elib.belstu.by:123456789/242032020-10-23T06:59:11Zcom_123456789_24119col_123456789_24120
2018-01-06T12:41:46Z
urn:hdl:123456789/24203
Реализация компетентностного подхода при проектировании стандартов высшего образования поколения 3+
Макаров, Анатолий Васильевич
высшее образование
Болонский процесс
образовательные стандарты
образовательные стандарты
проект TUNING
подготовка бакалавров
подготовка магистров
В связи со вступлением Беларуси в Болонский процесс Министерством образования и Республиканским советом ректоров в 2016 г. была поставлена задача по адаптации образовательных стандартов высшего образования первой и второй ступени к новым требованиям. Исполнителем этого задания, Республиканским институтом высшей школы, за основу были приняты действующие стандарты (поколение 3), которые перерабатывались в соответствии с европейскими руководствами и рекомендациями, проектными версиями Кодекса об образовании Республики Беларусь, опыта стран СНГ. Макеты новых стандартов, отнесенных к поколению 3+, опубликованы на сайте Института. В основу разработки положены 4 принципа: построение стандартов на основе компетентностного подхода, модульное проектирование стандартов, профилизация (компонент УВО), преемственность бакалаврской и магистерской моделей подготовки. Помимо этого, в стандарты введены оценки трудоемкости в зачетных единицах, связанных Европейской системой трансфера кредитов. В настоящей работе рассмотрены особенности новых белорусских стандартов. Дан их сравнительный анализ со стандартами Российской Федерации, Дублинскими дескрипторами в части компетентностного подхода и рекомендациями европейского проекта TUNING. Показано хорошее соответствие разработанных документов международным подходам при сохранении традиций национальной высшей школы.
2018-01-06T12:41:46Z
2018-01-06T12:41:46Z
2017
Article
Макаров, А. В. Реализация компетентностного подхода при проектировании стандартов высшего образования поколения 3+ / А. В. Макаров // Высшее техническое образование : научно-методический журнал. – Минск : БГТУ, 2017. – Т. 1, № 1. - С. 13-23.
https://elib.belstu.by/handle/123456789/24203
378:006
ru
БГТУ
oai:elib.belstu.by:123456789/241982020-10-23T10:37:39Zcom_123456789_24119col_123456789_24120
2018-01-06T11:50:37Z
urn:hdl:123456789/24198
Расчет рисков при разработке мероприятий по охране труда в процессе дипломного проектирования
Горжанов, Вадим Валерьевич
Волобуев, Влас Сергеевич
расчет рисков
дипломное проектирование
охрана труда
высшее образование
подготовка инженеров
управление охраной труда
Введение в Республике Беларусь новой версии международного стандарта СТБ ИСО 9001 привело к необходимости пересмотра систем управления охраной труда (СТБ 18001), что должно отражаться и в содержании подготовки инженеров. В этой связи предложена последовательность оценки рисков мероприятий по охране труда при выполнении дипломных работ для студентов специальности 1-54 01 03 «Физико-химические методы и приборы контроля качества». Для достижения этой цели в работе произведен анализ факторов, которые должны учитываться при идентификации опасностей на рабочих местах и в процессе производственной деятельности. При этом оказано, что степень сложности этих процедур в значительной мере зависит от специфики деятельности организации, ее размеров, характера и масштаба рисков организации в целом. Обосновано, что главной задачей при установлении категории риска (значимости) является определение необходимости мероприятий по регулированию воздействия для каждого значимого риска. Приведена оценка рисков по мультипликационной формуле и вероятности их возникновения по отдельным критериям. Описаны некоторые типовые примеры ранжирования рисков и рекомендуемых действий по их снижению.
2018-01-06T11:50:37Z
2018-01-06T11:50:37Z
2017
Article
Горжанов, В. В. Расчет рисков при разработке мероприятий по охране труда в процессе дипломного проектирования / В. В. Горжанов, В. С. Волобуев // Высшее техническое образование : научно-методический журнал. – Минск : БГТУ, 2017. – Т. 1, № 1. - С. 46-51.
https://elib.belstu.by/handle/123456789/24198
331.45
ru
БГТУ
oai:elib.belstu.by:123456789/241802020-10-23T06:59:11Zcom_123456789_24119col_123456789_24120
2018-01-06T06:55:49Z
urn:hdl:123456789/24180
Проблемы заочного обучения в учреждении высшего образования
Прохорчик, Сергей Александрович
заочное обучение
высшее техническое образование
интегрированные формы обучения
проблемы заочного обучения
обучение студентов
подготовка специалистов
Описаны основные проблемы заочного обучения в учреждении высшего технического образования. Среди таких проблем выделены: отсутствие мотивации учиться самостоятельно и самоконтроля; недостаточная самоорганизованость студентов заочной формы обучения; отсутствие навыков пользования электронными материалами по учебной дисциплине; возможное отсутствие учебно-методического материала из-за удаленности университетских фондов и зачастую неумение пользоваться технической литературой; увеличенный на один год срок обучения; отсутствие отсрочки от службы в армии; сложности в организации совмещенного процесса обучения и работы. Предложены варианты решения вопросов, связанных с обучением студентов заочной формы обучения. Показано, что дальнейшее развитие заочного обучения в техническом УВО может быть связано с применением комбинированных дистанционных образовательных технологий. Однако их применение должно быть рационально организовано с учетом возможностей обучающихся студентов.
2018-01-06T06:55:49Z
2018-01-06T06:55:49Z
2017
Article
Прохорчик, С. А. Проблемы заочного обучения в учреждении высшего образования / С. А. Прохорчик // Высшее техническое образование : научно-методический журнал. – Минск : БГТУ, 2017. – Т. 1, № 1. - С. 104-108.
https://elib.belstu.by/handle/123456789/24180
378.018.43
ru
БГТУ
oai:elib.belstu.by:123456789/241952020-10-23T06:59:11Zcom_123456789_24119col_123456789_24120
2018-01-06T10:22:16Z
urn:hdl:123456789/24195
Размышления о преподавании математики для хорошо успевающих студентов
Асмыкович, Иван Кузьмич
Терешко, Елена Владимировна
математика
научно-исследовательская работа студентов
электронное обучение
образовательные технологии
методика преподавания
дистанционное обучение
прикладные математические пакеты
Приведен краткий анализ низкого уровня подготовки основного контингента студентов младших курсов технических университетов по математике. Отмечены некоторые причины такого положения и их противоречия с требованиями фундаментальности высшего инженерного образования. Подробно рассмотрены возможности использования электронного обучения при преподавании высшей математики. Показаны основные сложности в таком обучении. Приведено сравнение введения дистанционного обучения с некоторыми бывшими идеями в образовании, которые сейчас благополучно забыты. Предложено несколько способов отбора хороших студентов для занятия научно-исследовательской работой на младших курсах. Отмечено, что для организации учебно-исследовательской работы студентов по математике необходимо использовать прикладные математические пакеты, которые разработаны для решения различных классов задач. Показано, что хорошо успевающие студенты могут заниматься научно-исследовательской работой по применению прикладной математики, начиная с младших курсов. Указано, что в дальнейшем такие студенты продолжают научную работу по применению математических методов в своей специальности, участвуют в студенческих научных конференциях, печатают результаты в научных сборниках и журналах. Некоторые из них продолжают позже свое образование в магистратуре и аспирантуре, переходят на преподавательскую работу в университете.
2018-01-06T10:22:16Z
2018-01-06T10:22:16Z
2017
Article
Асмыкович, И К. Размышления о преподавании математики для хорошо успевающих студентов / И. К. Асмыкович, Е. В. Терешко // Высшее техническое образование : научно-методический журнал. – Минск : БГТУ, 2017. – Т. 1, № 1. - С. 64-68.
https://elib.belstu.by/handle/123456789/24195
37.016:51
ru
БГТУ
oai:elib.belstu.by:123456789/242002020-10-23T10:37:39Zcom_123456789_24119col_123456789_24120
2018-01-06T12:12:05Z
urn:hdl:123456789/24200
Аб беларускай мове ў тэхналагічнай адукацыі
Шахаб, Вольга Васільеўна
белорусский язык
технологическое образование
профессиональное развитие
личностное развитие
интеллектуальный потенциал
гуманитарная культура
психолингвистическое воздействие
Артыкул прысвечаны разгляду пытанняў рэалізацыі адукацыйнага і светапогляднага патэнцыялу беларускай мовы як дысцыпліны і як сродку фарміравання сацыяльна-асобасных, акадэмічных і прафесійных кампетэнцый сучасных студэнтаў устаноў вышэйшай адукацыі. Прадэманстраваны досвед, назапашаны Беларускім дзяржаўным тэхналагічным універсітэтам у дадзеным кірунку, паказаны выхаваўчыя магчымасці і запатрабаванасць беларускай мовы ў тэхналагічнай адукацыі сучаснай Беларусі. Падкрэсліваецца значэнне навучальнай дысцыпліны па дзелавой лексіцы беларускай мовы. Вылучаны 30 дысцыплін сацыяльна-гуманітарнага і адмысловага цыклаў, выкладанне якіх вядзецца на беларускай мове, па 29 з якіх маюцца электронныя канспекты лекцый, даступныя студэнтам праз бібліятэку, а таксама 350 розных выданняў БДТУ навучальна-метадычнага характару на беларускай мове. Коратка апісаны прадугледжаныя планам развіцця ўніверсітэта мерапрыемствы, накіраваныя на папулярызацыю і пашырэнне ўжывання мовы ў навучальным працэсе. Пашыраецца ўжыванне беларускай мовы ў студэнцкай практыцы ў тым ліку за кошт іх удзелу ў штогадовых конкурсах, якія праводзяцца ва ўніверсітэце, кружках студэнцкага навуковага аб’яднання «Пошук», «Памяць», «Мая Ра- дзіма – Беларусь», «Спадчына», «Патрыёт», «Крыніца», а таксама ў літаратурным клубе «Ветліца», праекце «Жыву і памятаю».
2018-01-06T12:12:05Z
2018-01-06T12:12:05Z
2017
Article
Шахаб, В. В. Аб беларускай мове ў тэхналагічнай адукацыі / В. В. Шахаб // Высшее техническое образование : научно-методический журнал. – Минск : БГТУ, 2017. – Т. 1, № 1. - С. 35-39.
https://elib.belstu.by/handle/123456789/24200
811.161.3:378.6
ru
БГТУ
oai:elib.belstu.by:123456789/242022020-10-26T07:18:09Zcom_123456789_24119col_123456789_24120
2018-01-06T12:31:44Z
urn:hdl:123456789/24202
Приоритеты Белорусского государственного технологического университета: международное сотрудничество
Войтов, Игорь Витальевич
Белорусский государственный технологический университет
БГТУ
международное сотрудничество
качество образования
договоры
контракты
мобильность студентов
белорусские дипломы
модернизация управления образованием
Качество современного высшего образования неразрывно связано с использованием мирового опыта и достижений, доступ к которым обеспечивает международное сотрудничество университетов и членов академического сообщества. Ведущую роль играет научная кооперация, позволяющая включать в ученые программы новейшие экспериментальные результаты, теории, гипотезы. Помимо этого, такое сотрудничество способствует информационной, материальной и финансовой поддержке исследований. В Белорусском государственном технологическом университете международное сотрудничество отнесено к приоритетным видам деятельности, участие в котором обязательно для всех учебных и исследовательских подразделений. В этой связи в настоящей работе дана характеристика организации международного сотрудничества в университете. Описаны новые и модернизированные структуры управления, сформулированы их цели и задачи. Приведены основные результаты научной работы, выполняемой в содружестве с зарубежными партнерами, коммерциализации разработок, участия в международных программах, мобильности студентов и сотрудников, развития трансграничного образования. Показана роль программ обучения, совместных с университетами иных стран, в том числе завершающихся выдачей двойных дипломов, что облегчает признание белорусских дипломов за рубежом.
2018-01-06T12:31:44Z
2018-01-06T12:31:44Z
2017
Article
Войтов, И. В. Приоритеты Белорусского государственного технологического университета: международное сотрудничество / И. В. Войтов // Высшее техническое образование : научно-методический журнал. – Минск : БГТУ, 2017. – Т. 1, № 1. - С. 24-29.
https://elib.belstu.by/handle/123456789/24202
378.662(476)
ru
БГТУ
oai:elib.belstu.by:123456789/241992020-10-23T06:59:11Zcom_123456789_24119col_123456789_24120
2018-01-06T12:02:36Z
urn:hdl:123456789/24199
Безопасность жизнедеятельности человека: особенности преподавания и методическое обеспечение
Босак, Виктор Николаевич
методика преподавания
учебные дисциплины
безопасность жизнедеятельности человека
методическое обеспечение
интегрированные учебные дисциплины
подготовка специалистов
Для подготовки специалистов с высшим образованием, соответствующих современныи требованиям развития общества, в учебный процесс высших учебных заведений Республики Беларусь введена новая интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека». Интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» включает дисциплины «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций», «Радиационная безопасность», «Основы экологии», «Основы энергосбережения», «Охрана труда». Интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин (государственный компонент). Ее содержание имеет практико-ориентированный характер. По дисциплине подготовлена соответствующая нормативно-правовая документация, изданы учебно-методические пособия. Анализ существующего нормативного и методического обеспечения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека» показал, что в различных учреждений высшего образования нашей страны ее преподавание существенно отличается как в плане набора дисциплин и порядка их изложения, так и по уровню аудиторной учебной нагрузки. Такая вариабельность в преподавании дисциплины не позволяет в полной мере выполнить те цели и задачи, которые предусматривались при ее формировании. Для более качественной подготовки специалистов с высшим образованием по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности человека» требуется унификация ее содержания в различных учреждениях высшего образования по соответствующим группам специальностей.
2018-01-06T12:02:36Z
2018-01-06T12:02:36Z
2017
Article
Босак, В. Н. Безопасность жизнедеятельности человека: особенности преподавания и методическое обеспечение / В. Н. Босак // Высшее техническое образование : научно-методический журнал. – 2017. – Т. 1, № 1. - С. 40-45.
https://elib.belstu.by/handle/123456789/24199
614.8.084
ru
БГТУ
oai:elib.belstu.by:123456789/241912020-10-23T06:59:11Zcom_123456789_24119col_123456789_24120
2018-01-06T08:42:10Z
urn:hdl:123456789/24191
Целесообразность организации элективного курса по иностранному языку в техническом УВО
Старченко, Диана Владимировна
Теплова, Наталья Владимировна
языковая компетенция
практико-ориентированный метод
индивидуализация образования
неязыковые учреждения высшего образования
элективные курсы
обучение иностранному языку
образовательные технологии
самообразование
Данная статья затрагивает проблемы организации элективных курсов по иностранному языку в технических учреждениях высшего образования. Активное использование нашими студентами иностранных языков в своей профессиональной деятельности остается сегодня одной из основных задач. Студенты продвинутого уровня владения иностранным языком, большей частью, высоко замотивированы, устойчиво заинтересованы в получении знаний. Однако количество часов, отведенных в рамках программы на изучение иностранного языка в неязыковом УВО, является недостаточным для того, чтобы подобная категория студентов самостоятельно могла выйти на требуемый уровень языковой компетенции навыков устного общения для достижения любых, в том числе и профессиональных целей. Как правило, удовлетворить запросы таких студентов призваны элективные курсы, которые, чаще всего, соединяют в себе языковую и профессиональную подготовку по узкой специальности. Курс электива обычно ориентируется на современные образовательные технологии и опирается на учебно-методический комплекс, призванный актуализировать вопросы языкового самообразования. Являясь важнейшим средством индивидуализации образования, элективные курсы по иностранному языку как бы «компенсируют» ограниченные возможности базового курса иностранного языка и дают более глубокие знания, которые невозможно почерпнуть из стандартной программы. Таким образом, проведение элективных курсов, основанных на коммуникативном подходе в неязыковом УВО, значительно повышает положительную мотивацию в освоении иностранного языка.
2018-01-06T08:42:10Z
2018-01-06T08:42:10Z
2017
Article
Старченко, Д. В. Целесообразность организации элективного курса по иностранному языку в техническом УВО / Д. В. Старченко, Н. В. Теплова // Высшее техническое образование : научно-методический журнал. – Минск : БГТУ, 2017. – Т. 1, № 1. - С. 87-92.
https://elib.belstu.by/handle/123456789/24191
81’373:811:378
ru
БГТУ
oai:elib.belstu.by:123456789/241942020-10-23T06:59:11Zcom_123456789_24119col_123456789_24120
2018-01-06T09:40:00Z
urn:hdl:123456789/24194
Методы активизации учебного процесса при изучении высшей математики для студентов инженерных специальностей
Волк, Анатолий Матвеевич
Соловьева, Ирина Федоровна
высшая математика
обучение высшей математике
самостоятельная работа студентов
рабочие тетради
подготовка инженеров
личностно-ориентированный подход
Обсуждается эффективность личностно-ориентированного подхода к обучению студентов высшей математике как одному из самых сложных предметов технического УВО. В работе подчеркнута индивидуальность и дифференцируемость подхода к обучению, перечислены формы и методы организации внеаудиторной и самостоятельной работы. Показана роль рабочих тетрадей, составленных по уровням сложности и имеющих достаточное количество задач для освоения данной темы. Это особенно важно для самостоятельного обучения студентов. Подчеркнута целесообразность введения рабочих тетрадей для расчетно-графических заданий по высшей математике. Дан анализ деятельности преподавателей, направленной на то, чтобы заинтересовать студентов учебой, найти подход к каждому студенту, развить уровень его культуры и донести до него не только предмет высшей математики, но и его важность в будущей инженерной деятельности.
2018-01-06T09:40:00Z
2018-01-06T09:40:00Z
2017
Article
Волк, А. М. Методы активизации учебного процесса при изучении высшей математики для студентов инженерных специальностей / А. М. Волк, И. Ф. Соловьева // Высшее техническое образование : научно-методический журнал. – Минск : БГТУ, 2017. – Т. 1, № 1. - С. 69-73.
https://elib.belstu.by/handle/123456789/24194
378.1:37.026
ru
БГТУ
oai:elib.belstu.by:123456789/242012020-10-26T07:18:09Zcom_123456789_24119col_123456789_24120
2018-01-06T12:23:55Z
urn:hdl:123456789/24201
Состояние и перспективы адаптации системы внешних гарантий качества в белорусской высшей школе к условиям Болонского процесса
Ветохин, Сергей Сергеевич
высшее образование
Болонский процесс
качество высшего образования
аккредитация
Дан анализ 8 индикаторов, введенных Европейской ассоциацией университетов для оценки национальных систем обеспечения качества в высшем образовании. Отмечены требования, сформулированные в этой связи к белорусской системе в рамках Дорожной карты, принятой саммитом европейских министров образования в 2015 г. в Ереване. Рассмотрены особенности белорусской системы обеспечения качества высшего образования национального уровня в свете основных показателей, применяемых в Болонском процессе. Показано наличие вектора преобразований, коррелирующего по направлению с Болонским процессом, при наличии все еще сохраняющихся существенных отличий. Среди последних в первую очередь отмечается устаревшая и подчиненная Министерству образования система аккредитации учреждений высшего образования, не отвечающая требованиям Европейских стандартов и руководств, а также слабая информированность и незначительное участие в процедурах академической общественности. В соответствии с системой индикаторов Европейской ассоциации университетов для первоочередного решения проблем предлагаются разработка правовой основы деятельности независимого агентства по аккредитации на основе Европейских правил и руководств, начало публикации полных отчетов аккредитационных групп в свободном для академической общественности и заинтересованных организаций доступе, вступление в Европейскую сеть обеспечения качества, создание условий для привлечения к аккредитации зарубежных специалистов и зарегистрированных агентств, а также включение в процессы аккредитации студентов и представителей работодателей.
2018-01-06T12:23:55Z
2018-01-06T12:23:55Z
2017
Article
Ветохин, С. С. Состояние и перспективы адаптации системы внешних гарантий качества в белорусской высшей школе к условиям Болонского процесса / С. С. Ветохин // Высшее техническое образование : научно-методический журнал. – Минск : БГТУ, 2017. – Т. 1, № 1. - С. 30-34
https://elib.belstu.by/handle/123456789/24201
378:006(476)
ru
БГТУ
oai:elib.belstu.by:123456789/241962020-10-26T07:18:08Zcom_123456789_24119col_123456789_24120
2018-01-06T11:24:21Z
urn:hdl:123456789/24196
Информационно-коммуникативные образовательные технологии в графической подготовке студентов
Касперов, Георгий Иванович
Калтыгин, Александр Львович
Ращупкин, Сергей Вячеславович
инженерная графика
инновационное обучение
инновационные образовательные технологии
интерактивные доски
мультимедийные средства
дистанционное обучение
методика преподавания
электронные учебно-методические комплексы
методика преподавания
Информатизация образования рассматривается как одно из главных инновационных направлений всей образовательной системы. В настоящее время в процесс обучения интенсивно внедряются новые технические средства обучения, связанные с компьютерной техникой – интерактивные доски, электронные учебно-методические комплексы, системы дистанционного обучения. С целью индивидуализации и оптимизации изучения дисциплины на кафедре инженерной графики БГТУ разрабатываются электронные дидактические материалы с учетом уровня общеобразовательной подготовки студентов. В процессе работы с информационными средствами используются традиционные и инновационные виды заданий и учебной работы. Для реализации интерактивности дидактических средств используются эффекты анимации, трехмерное моделирование. Разрабатываемые методические материалы являются составной частью программного учебно-методического комплекса по дисциплине «Инженерная геометрия и графика». Внедрение этого комплекса в образовательный процесс позволит студентам получать необходимые знания и навыки в любое удобное время, в присутствии преподавателя или самостоятельно. Важным достоинством интерактивного обучающего комплекса по сравнению с печатным изданием является возможность адаптации к уровню знаний, умений и особенностей студента. Этот комплекс лежит в основе системы дистанционного обучения дисциплины «Инженерная геометрия и графика».
2018-01-06T11:24:21Z
2018-01-06T11:24:21Z
2017
Article
Касперов, Г. И. Информационно-коммуникативные образовательные технологии в графической подготовке студентов / Г. И. Касперов, А. Л. Калтыгин, С. В. Ращупкин // Высшее техническое образование : научно-методический журнал. – Минск : БГТУ, 2017. – Т. 1, № 1. - С. 59-63.
https://elib.belstu.by/handle/123456789/24196
004.031.42:378
ru
БГТУ
oai:elib.belstu.by:123456789/242042020-10-23T06:59:11Zcom_123456789_24119col_123456789_24120
2018-01-08T05:12:15Z
urn:hdl:123456789/24204
Особенности современного высшего технического образования в контексте формирования инновационной экономики
Войтов, Игорь Витальевич
высшее техническое образование
качество образования
Болонский процесс
высшая школа
кадровый состав
мобильность студентов
интернационализация образования
образовательные технологии
Рассматриваются особенности развития высшего образования на современном этапе. Среди них выделяются его массовый характер, приведший к качественному изменению контингента студентов, динамичность рынка труда и невозможность обеспечения консервативного образования, ухудшение финансового и кадрового обеспечения высшей школы, расширение интернационализации образования и мобильности студентов, внедрение в учебный процесс цифровых технологий, появление новых инструментов обеспечения качества, структурные и содержательные преобразования. Очевидна тенденция к сохранению широкого охвата высшим образованием населения, в том числе в странах со слабо развитой университетской системой и низкими требованиями. Отмечается прекращение роста и даже сокращение числа провайдеров высшего образования, многие из которых в силу несостоятельности не могут пройти процедуры аккредитации. При примерном сохранении или сокращении финансовой поддержки высшей школы повсеместно критикуется качество подготовки специалистов, недостаточная практическая ориентированность образования, низкий уровень
взаимодействия с работодателями. Предлагается модель трехступенчатого высшего технического образования, уровни которой приведены в соответствие с технологическими укладами в сфере будущей деятельности выпускников. Делается вывод о наличии в Беларуси механизмов для осуществления необходимых преобразований.
2018-01-08T05:12:15Z
2018-01-08T05:12:15Z
2017
Article
Войтов, И. В. Особенности современного высшего технического образования в контексте формирования инновационной экономики / И. В. Войтов // Высшее техническое образование : научно-методический журнал. - 2017. - Т. 1, № 1. - С. 7-12
https://elib.belstu.by/handle/123456789/24204
378.6
ru
БГТУ
oai:elib.belstu.by:123456789/241922020-10-23T06:59:11Zcom_123456789_24119col_123456789_24120
2018-01-06T09:01:12Z
urn:hdl:123456789/24192
Практические аспекты обучения переводу в неязыковом учреждении высшего образования
Романова, Анна Михайловна
научный стиль
когезия
силлепсис
неязыковые учреждения высшего образования
английский язык
обучение переводу
научная речь
практико-ориентированный перевод
Обучение переводу научной и технической литературы в неязыковом УВО практико-ориентировано и предполагает овладение различными стратегиями перевода, научным стилем и логической последовательностью изложения сложного материала, достижением полноты изложения при отсутствии непосредственного контакта с получателем речи, терминологией на иностранном языке и обновление этого знания в свете изменения норм речи в стране носителей языка. Автор приводит грамматические особенности научно-технического стиля в современном английском языке; синтаксическую структуру научно-технического текста; стилеобразующие факторы английской научной речи; стратегию перевода. Рассмотрены изменения, которые претерпел английский язык за последние 20 лет в процессе ассимиляции иностранцев в Англии. Приведены специализированные сайты для переводчиков с учетом формально-логического стиля изложения технической английской литературы. Также описаны особенности и нормы перевода (когезия, зевгма, перевод заимствований путем дефинирования), формирование у студентов неязыкового УВО компетенций, необходимых для практико-ориентированного перевода (академической, речевой, технической, информационно-поисковой, контекстуальной (или трансформационной)). Все стилистические и терминологические особенности перевода, равно как и грамматические явления, в научной и технической литературе сопровождаются многочисленными примерами.
2018-01-06T09:01:12Z
2018-01-06T09:01:12Z
2017
Article
Романова, А. М. Практические аспекты обучения переводу в неязыковом учреждении высшего образования А. М. Романова // Высшее техническое образование : научно-методический журнал. – Минск : БГТУ, 2017. – Т. 1, № 1. - С. 80-86.
https://elib.belstu.by/handle/123456789/24192
81-25
ru
БГТУ