Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://elib.belstu.by/handle/123456789/51153
Название: Подготовка учителей для средних учебных заведений Беларуси во второй пол. XIX - нач. XX в.
Авторы: Острога, Валентина Михайловна
Ключевые слова: подготовка учителей
история педагогики
образование народных масс
школьные реформы
педагогическое образование
специальное педагогическое образование
народное просвещение
специальные педагогогические курсы
педагогическая практика
Дата публикации: 2021
Библиографическое описание: Острога, В. Подготовка учителей для средних учебных заведений Беларуси во второй пол. XIX - нач. XX в. / Валентина Острога // Przegląd Środkowo-Wschodni. - 2021. - № 6. - Р. 91-109.
Краткий осмотр (реферат): Учительство, составлявшее значительную часть интеллигенции Беларуси, играло особую роль в жизни общества, особенно в пореформенный период. В течение второй половины ХІХ в. во всей России работали, постепенно обновляя свой состав, 25-30 тыс. учителей средних школ. В начале века их численность достигла 37 тыс. человек. Вместе с тем, в рассматриваемый период так и не сложилась единая система высшего педагогического образования. Подготовка необходимых специалистов для работы в средних учебных заведениях осуществлялась различными вузами России и частично зарубежных стран. В итоге ее основная нагрузка легла непосредственно на историко-филологические и физико-математические факультеты университетов России, а также историко-филологические институты, которые выпускали учителей древних языков. В силу этого штатные должности учителей средней школы Беларуси были заняты, как правило, выпускниками различных российских высших учебных заведений, включая духовные академии. Определенная вакантная часть преподавательских мест (особенно учителей, так называемых, новых языков) заполнялась преподавателями, имеющими среднее образование. Характерными чертами организации учебно-воспитательного процесса во всех учебных заведениях стали приоритет научно-теоретической подготовки (академичность и многопредметность в обучении) в ущерб необходимым психолого-педагогическим и практическим навыкам педагогической деятельности, пренебрежение требованиями педагогической науки, отсюда методическая и дидактическая некомпетентность выпускников, догматизм, рутина и др. Отсутствие специальной педагогической подготовки большинства преподавателей средней школы являлось "одной из видимых причин малоуспешности преподавания". В силу этого, как отмечали современники, учителя зачастую "своей педагогической подготовкой и опытностью обязаны не университету, а жизни, своей служебной деятельности", причем этот профессионализм "был куплен ценою опытов над живыми экземплярами, которые прошли через их руки".
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): https://elib.belstu.by/handle/123456789/51153
Располагается в коллекциях:Публикации в зарубежных изданиях

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Острога_Подготовка.pdf297.92 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.